у дороги
Ежемесячная газета
СШ №1 г.п. им. Михаила Антонова г.п. Краснополье
Выпуск №8, 2005год
Каких
домов пороги,
Я никогда не
забывал
О доме у дороги.
И.А. Твардовский
Сегодня в номере:
I. "Сеятели разумного, доброго, вечного"
II. "Заветы корифеев
III. "Учитель в их
жизни"
IV. "Современный учитель:
кто он?"
Говорят
ученики
V. "Не смейте забывать
учителей"
VI. Поздравления. Объявления.
Реклама.
"Сеятели разумного,
доброго, вечного".
Из истории педагогигики.
Государственная
должность, состоящая во
всевозможном попечении о
воспитании мальчиков и
девочек... - эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в
государстве.
Платон
Сеятели румного, доброго
вечного - говорят об учителях. От них -
все лучшее вчеловеке. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного
специалиста: "У него были отличные учителя!" Об этом и русская поговорка
- "дерево и учитель познаются по плоду".
Среди многообразия жизни
и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.
Правда, на самой ранней ступени цивилизации понятие "учитель" было
скорее символическим: детей учили разводить огонь, охотиться, плавать, сторить
жилище, шить одежду, изготовлять орудия труда.
А если обратиться к
истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией
государства. Учителя для привелигированного класса числиолись государственными
чиновниками и назначились императарской властью. Рабы обучались только
ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.
В эпохук средневековьяб
при феодально - крепостническом строе, в условиях роста городов и развития
ремесел господствующие сословия использовали наемных учителей, которые обучали
детей чтению и письму. В эпоху капитализма, когда для промышленного
производства и равития торговли буржуазии понадобились грамотные рабочие, расте
число учителей, профессия учителя стоновится массовой.
А первые выдающиеся
педагоги - теоретики появляются в эпоху возраждения это: Витториано де Фельтре
и Италии, рансуа Рабле во Франции, Эразм Раттердамские в Голландии.
Дальнейшее развитие
педагогической науки было связано с именем выдающегося чешского педагога Яна
Амоса Коменского, идеи которого нашли позднее свое обоснование в трудах Иогана
Генриха песталоцци (Швейцария), Адольфа Дистервега (Герамания), Константина
Ушинского, Николая Чернышевского и многих других ученых.
В России первое
упоминание о школе находили в русских летописях 988 года, больше тысячи лет
тому назад. В "Повести временных лет" читаем: "Послал он (князь
Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение". Или
запись Вологодского - пермской летописи под тем же 988 г.: "Князь Великий
Володимер, собрав детей 300, отдал учить грамоте".
Из глубокой старины
сохранилось уважительное "Слово о том, яко не забывати учителей
своих" Кирилла Туровского (XII). Там можно прочесть какое
поручение: "Если и научился и от простого человека, не от иерея
(священника), то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души
своей…"
На протяжении веков функция учителя не менялась. Он
был, как это определено у В.И. Даля, - обучатель, то есть от него требовалось
учить, поучать, наставлять.
Школа ныне, как растревоженный улей, занята
энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельности
мышления, гуманизации человеческих отношений, нравственного и патриотического
воспитания молодого поколения.
Ткачева В.С.
Люби учителя,
как отца, и нигде не оставайся с большим удовольствием, чем под его
наблюдением.
Я.А. Коменский
"Заветы корифеев"
Великие об образовании и воспитании.
1. Александр
Сергеевич Пушкин об образовании.
Детей обыкновенно хвалят, но хвалят более по
привычке, по какой - то нежной лести, нежели по ясному убеждению в их доброте,
уме и других хвалимых качествах. В самом деле мы не всегда умеем ценить по
достоинству, например, ум детей, - по крайней мере, мы вообще слишком мало
доверяем ему - мы или мучим его затверживанием сухих правил и мертвых слов,
смысла которых не объясняем детям, "потому что они еще дети, не поймут они
этого" , или, когда хотим доставить им приятное чтение, болтаем с ними о
таких вещах т таким языком, что умное дитя тот час же заметит в наших словах
приторное ребячество и будет подсмеиваться над этим неловким и скучным
ребячеством. Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум
непроницателен. Ведь научается же двенадцатилетний мальчик понимать
алгебраические отвлеченности, которые и взрослому не всякому объяснишь. Если
детский ум в состоянии понять квадратные уравнения, бесконечные дроби, ньютонов
бином, то можно ли сомневаться в том, что он поймет такие живые, объяснимые
наглядными предметами понятия, как, например, поэзия, литература, поэт, и так.
Далее?.. Да, нужно только умеючи приняться за дело, и с детьми можно говорить и
об истории, и о нравственных науках, и о литературе, так что они будут узнавать
не только мертвые факты, но и понимать смысл, связь их… Детям очень многое
можно объяснить легко, лишь бы только объясняющий сам понимал важно предмет, о
котором взялся говорить с детьми, и умел говорить человеческим языком.
2. Л.Н.
Толстой о народном образовании.
Потребность образования лежит в каждом человеке;
народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания…
Школа, нам бы казалось, должна быть орудием
образования, и вместе м тем опытом над молодым поколением, дающим постоянно
новые выгоды. Только тогда опыт будет основанием школы, только тогда, когда
каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда
когда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет в состоянии
положить твердые основания для науки образования…
Школа есть одна из тех органических частей
государства, которая не может быть
рассматриваема и оцениваема отдельно, ибо достоинство ее состоит только в
большей или меньшей соответственности ее остальным частям государства.
Школа хороша только тогда, когда она сознала те
основные законы, которыми живет народ…
Всякий
согласится, что редкий ребенок успеет в какой - либо науке без помощи учителя.
В.Г. Белинский
III. "Учитель в их жизни"
***
Я убежден: школа - не здание, не кабинеты… Школа - это возвышенный дух,
мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя… Если их
нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по
звонку, зарабатывают, кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты
до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей.
А. Захаренко
1. Борис Чирков (народный артист): Уметь связать свой предмет с
современностью.
В школе жизни не десять и не
одиннадцать классов. Когда Павлов сам следил, как холодеют у него конечности,
он и умирая продолжал учиться. Каждый человек - учитель, он должен помогать
тем, кто знает меньше. Но учитель сделал это своей профессией. Я так понимаю -
эта не служба, а служение, призвание. Одна из самых благородных областей
человеческой деятельности…
Я вспоминаю учителей, которые
сделали для меня очень много.
Первый из них - репетитор, в
группе которого я занимался в раннем детстве. Фамилия его - Небогатиков
Пантелеймон Яковлевич. Он не только умел дать те или другие знания, но и умел
возбудить жажду узнавать.
Навсегда благодарен я
учительнице начальной школы в городе Колшине бывшей Вятской губернии Наталье
Даниловне, у которой я начал свою учебу. Именно она заронила мне в душу интерес
к чтению, и это стало страстью на всю жизнь. Много помог мне и классный
наставник Петр Павлович Казанский, у которого я учился с 1913 по 1919 год. Надо
сказать, что это был очень внимательный человек. Он поддерживал мой интерес к
книгам, незаметно умел руководить.
После средней школы я сам
стал учителем: окончил трехмесячные курсы и преподавал естествознание. Было мне
тогда 17 лет, недоставало у меня жизненного опыта, и, так как мои ученики были
всего года на два, на три моложе, я много мучился, переживал, что не смогу
справиться с ними. Мне кажется, для настоящего учителя очень важен жизненный опыт.
Он важен потому, что учитель не просто передатчик тех или иных знаний: он
воспитатель, он формирует человека, его взгляды на жизнь, его характер.
Есть в кинофильме
"Учитель", в котором я исполнял роль учителя Степана Лаутина, такой
эпизод. Учитель рассказывает своим ученикам о Ваньке Жукове, герое чеховского
рассказа, отославшим письмо "на деревню дедушке". "А где теперь
Ванька Жуков, - спрашивают ученики, - пропало ли его письмо?". Учитель
отвечает, что Ванька вырос, выучился, стал хорошим человеком, потому что его
письмо попало не к дедушке, а к Ленину, который и завоевал счастливую жизнь для
детей. Я думаю, что в этом эпизоде отражена важная черта, которая необходима
учителю: умение связать программный учебный материал с жизнью, с ее большой
правдой. Учитель всегда немножко историк. Он должен всегда уметь связать
свой предмет с современностью.
Человек, открывший путь ученикам в большой окружающий
их мир, вызвавший жажду знаний, - таким представляется мне учитель, таким я
вижу его.
2. Федор Абрамов (писатель). Никогда не забуду первую встречу с
учителем.
Никогда не
забуду свою первую встречу с Учителем.
Был мартовский воскресный, морозный, ясный
день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренек, с холщовой
котомкой за плечами, в которой вместе с бельишком была какая - то пара ячменных
сухариков (тогда ведь была карточная система - 300 граммов хлеба на
иждивенца!), в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в
своей жизни ступил в нашу районную столицу - Карпогоры. Тогда это было
обыкновенное северное село, но все мне казалось в нем удивительным: и каменные
магазины с железными дверями с нарядной вывеской и огромная, по моим тогдашним представлениям,
здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне
предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной
улице. Но, помню, все это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как
только я увидел его, Алексея Федоровича.
Он не шел,
он шествовал по снежному утоптанному тротуару, один - единственный в своем роде - в поскрипывающих на морозе ботинках с
галошами, в темной фетровой шляпе с
приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все,
кто попадался ему на встречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины все
кланялись ему, а старики даже шляпу с головы снимали, и он, всякий раз слегка
дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: "Доброго
здоровья! Доброго здоровья!"
Такого я еще не видывал. Не
видал, чтобы в наше лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала
до велика так единодушно почитали человека.
Уча других, также учимся
Н.В. Гоголь
"Современный учитель:
кто он?"
Говорят наши ученики
На пороге двадцать первый
век. И с каждым днем наша жизнь все больше зависит от образования. Конечно же,
начальное образование мы получаем в школе. И чаще всего благодаря нашим
школьным учителям мы достигаем каких - либо высот в жизни.
Современный учитель: кто он?
Во - первых современным учителем может
быть любой в независимости от пола и возраста.
Современный учитель это не
только тот, который может научить детей школьной программе, но и который может
дать детям больше. Такой учитель должен быть оптимистом и его жизненные
принципы не должны быть устарелыми. Он должен жить сегодняшнем днем, а иногда и
завтрашним, но не прошлым. Современный учитель должен с первого дня
заинтересовать учеников. Дети должны чувствовать теплоту и душевность такого
учителя, его внутреннюю силу и чтобы дети не ждали конца урока, а наоборот
хотели что бы он никогда не кончался. Каждый урок современного учителя должен
быть праздником для детей. А еще с современным учителем общий язык найти может
любой.
Троянов
Роман,
Современный учитель: кто он?
Вы когда-нибудь задумывались
о том, как выглядит современный учитель?
Современным учителем принято
считать такого учителя, который
преподает в наши дни. Учитель - прежде всего такой же человек, как и мы.
Быть современным учителем, значит быть очень терпеливым по отношению к
ученикам. Ведь не все на свете Пифагоры или Пушкины. В наши дни очень много
современных учителей. Я вижу в них яркую звезду, которая с каждым днем горит
все ярче и ярче, не смотря на беды вокруг. Современный учитель полон энергии,
всегда готов идти в бой без страха. Своим искусством он должен поделиться с
учениками, отдать частичку своих знаний и помочь им проявить их на практике.
Современный учитель, не смотря на внешний облик, в душе должен быть, как мягкая
подушка. Если ученик споткнется, будет ему на что упасть.
Пишу не чью-нибудь судьбу -
Свою от точки и до точки,
Пускай я буду в каждой
строчке
Подставлен вашему суду.
Станислав Кунаев
Не смейте забывать учителей
Учитель, словно мать вторая,
Нас учит верно жить!
Профессия ведь нужная такая
Ну как ее забыть?
Чтоб стать учителем чудесным
Нужно не только много знать,
Но человеком быть прелестным
И время даром не терять.
Дорогу в жизни покажет нам учитель
Не проведет, не бросит он в беде
Он словно будущего нашего строитель
Поможет он во всем, везде.
Учитель силы не жалея нас учит человеком
быть!
И за успехи общие болея,
Волшебником он сможет слыть…
Идут года, ты вспомни как когда-то
Пришел на первый свой урок…
И сердце то учительское свято…
И первый тот трепещущий звонок!
Спасибо! Милый мой учитель!
Я не забуду тебя никогда…
Иванчикова Юлия (9 «А»)
***
Как говориться - сколько людей, столько и мнений. Но я думаю, что со мной согласятся многие…
Все учителя
отличаются друг от друга характерными для них качествами. У каждого своя теория
проведения урока и теория воспитания. У кого –то из учеников найдутся любимые
учителя, которых некоторые ученики недолюбливают – это означает, что у каждого
свои взгляды на жизнь.
А я вижу
современного учителя таким…
Мне все равно, кто это будет – он или она. Я вижу этого человека очень правильным, но не сильно строгим. Воспитанным и интеллигентным, веселым, но в меру, конечно же, добрым и справедливым.
Этого описания
не достаточно, чтобы понять всю суть моего представления о современном учителе,
но именно эти качества притягивают учеников к учителю. Этот учитель ответит на
все твои вопросы. А доброта и искренняя
любовь к детям, спокойствие
души и понимание заставляют любить и уважать такого
«современного» учителя.
… Учитель – это
святое. И для каждого ученика он является вторым родителем, который на самом
деле дает тебе больше знаний, наилучшее воспитание!
Солдатенко Е. (9 «А»)
***
Рядом
с нами шагает XXI век – век
науки и техники. И все же целью современного учителя остается извечная цель –
научить быть человеком. Учитель должен уметь прорваться в души учеников сквозь
компьютеры и мобильники, помочь живому общению между людьми, научить видеть
красоту родной природы. Проснувшись рано утром, увидеть, как купается в росинке
солнечный лучик, весенний дождь барабанит по крыше или как раскачивается в
осенней кружевной паутинке крошечный паучок. Учитель современности должен
научить делиться душевной теплотой, быть милосердным и внимательным ко всем,
кто в этом нуждается, вложить истины, которые помогут прожить так, «чтобы не
было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». (Н. Островский)
Никифорова Е. (10 «А»)
***
Я думаю, что каждый ученик задумывался о том, каким должен быть
современный учитель и у каждого есть свой стереотип учителя.
Я считаю, что, прежде всего учитель должен понимать своих учеников и быть
немного снисходительнее. Еще я считаю, что учителя не должны и не могут быть
похожим друг на друга. Один учитель добрее, другой немного строже. Не нужно
подгонять учителей под один стереотип.
Учитель – это человек, который готовит нас к самостоятельному будущему. Я думаю, что современный учитель – это прежде всего добрый и отзывчивый человек.
Сандригайло
Е. (10 «А»)
***
Учитель… Одно слово, а сколько профессий собрано в нем: воспитатель, наставник, друг… Да, именно друг, что является самым главным в общении с ребенком.
Я считаю, что учителей невозможно поделить на старомодных и современных, злых и добрых, интересных и скучных. Считается, что учитель должен сочетать в себе все самые позитивные качества, чтобы научить детей всем азам наук. Но, ведь не даром говорят «на чужих примерах и ошибках учатся». Можно быть не «сверхучителем», а научить детей самому главному – жизни.
Мне очень повезло, что я учусь у таких прекрасных
учителей. Они не только мастера своего дела, но и учителя, которые учат нас
жить. Это наука, которая пригодится ровно как математика, языки, химия и
физика. Это наука, в конце изучения которой не ведают ни медалей, ни
аттестатов, ни дипломов, а открывают дорогу в жизнь, дают звание «Человека».
Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети, внуки смогли учиться у учителей таких, которые не отличались бы ничем от учителей нашей эпохи.
Романенко
Е. (9 «А»)
***
Свободное общение, понимание – это для меня важные факторы отношения с
учителями. Учитель – это человек, с которым мы, ученики, встречаемся каждый
учебный день, который учит нас разным наукам и, наконец, пробивающий нам путь в
самостоятельную жизнь. Значение его нам очень важно. И поэтому мы должны
постараться найти с ним общий язык, а ему наладить с нами контакт.
Современного учителя я вижу таким: умным, внимательным, добрым,
справедливым. Современный учитель должен хорошо знать свой предмет, любить свою
работу, относиться к своим ученикам с уважением и пониманием, считать и
осознавать свои ошибки.
В моей школе есть такие учителя. Все дети уважают каждого из коллектива
наших добрых и любимых учителей. Я горжусь своей школой, всеми учителями. Ведь
они у нас самые современные и лучшие!
Земцова
О. (10 «А»)
***
С моей, ученической точки зрения, современный учитель – это тот
человек, который уже живет в XXI веке. Т.е. он знает
сегодняшний стиль, новости, привычки, характеры своих учеников, окружающих,
может понять тебя, предложить какую-нибудь помощь в трудную минуту…
Именно такие учителя есть в нашей школе, которые совершенно разные по
характерам, но в то же время одинаковые по профессии и задачам, стоящим перед
ними.
Тимошенко
Ю. (10 «А»)
***
Ты приходишь домой. И в порыве ужасного гнева Сумку бросаешь на пол. -
Почему же
меня, А не соседа?!! Ты расстроен, ты очень зол. И дрожащей немного рукою Достаешь из портфеля дневник. «Не готов ты сегодня к уроку. Что же ты за ученик?!» -
Подумаешь, что
я сделал? Ну не готов, недоучи. Подумаешь, шел я в школуИ по дороге тему забыл. -
Что такое! Ты
тему не знаешь! |
Вот придралась она ко мне! Может вчера я был занят, Некогда было мне… Он кричит, он не понимает О труде учителей. Ты думаешь, они отдыхают, Они ведь тоже ночами не спят. Они стараются, пишут планы, Детей обучить хотят. Парень, зачем же ты споришь? Я знаю, ты не учил ведь вчера, А учительница к уроку готова. И ночью вчера не спала… Патрушев А.
(9 «А») |
Что связывает нас со школой? Что такое
школа в нашем понимании?
Школа – это
храм науки, где мы получаем знания, где учимся жить, где происходит становление
нашего характера. Школа – это мир особенный:
Стены классов
светлы,
Краской пахнут
столы,
В окна осень
глядит золотая.
И у всех на
виду
Листья в
школьном саду
Тихо кружатся,
плавно летая.
Наша белорусская земля является родиной
такого известного учителя, писателя как Симеон Полоцкий, который был
воспитателем Петра I. Он также является автором
азбуки, по которой обучались дети всего мира в то время.
Работа учителей всегда и во все времена
была очень тяжелой. Даже в военное время они не покидали свой труд, даже
покупали книги за свои деньги.
Современный учитель: кто он? Конечно
же, это не обязательно тот, кто одевается в шикарных магазинах, ходит на
высоченных каблуках. Учитель – это, прежде всего человек со своими мыслями,
своей жизнью, своим мнением.
Боровикова Е. (10 «А»)
Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых. И, сколько бы ни миновало лет, слагается учительское счастье из наших ученических побед. А мы
порой так равнодушны к ним: под
Новый год не шлем им поздравлений. А в
суете иль попросту из лени не
пишем, не заходим, не звоним. Они
нас ждут. Они следят за нами и
радуются всякий раз за тех, кто
снова где-то выдержит экзамен на
мужество, на честность, на успех. Не
смейте забывать учителей. Пусть
будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей! Андрей
Дементьев |
Не смейте забывать учителей Учитель, словно мать вторая, Нас учит верно жить! Профессия ведь нужная такаяНу как ее забыть? Чтоб стать учителем чудесным Нужно не только много знать, Но человеком быть прелестным И время даром не терять. Дорогу в жизни покажет нам учитель Не проведет, не бросит он в беде Он словно будущего нашего строитель Поможет он во всем, везде. Учитель силы не жалея нас учит
человеком быть! И за успехи общие болея, Волшебником он сможет слыть… Идут года, ты вспомни как когда-то Пришел на первый свой урок… И сердце то учительское свято… И первый тот трепещущий звонок! Спасибо! Милый мой учитель! Я не забуду тебя никогда… Иванчикова Юлия (9 «А») |
9 «А» класс поздравляет с Днем Учителя всех учителей нашей школа, а также свою первую учительницу ВАЛЕНТИНУ ИВАНОВНУ ЦЫГАНОВУ и теперешнего классного руководителя и учителя по физике ПОДОЛЯКИНУ СВЕТЛАНУ НИКОЛАЕВНУ и посвящаем им это стихотворение:
***
…Мы з нашаю настаунiцай
Нiколи не растанемся,
Пяшчотаю сагрэтыя
Як сонечным цяплом.
I строгая и добрая,
Мы погляд ваш i вобраз ваш,
Як дарагое самае,
Навечна зберажом…
I. Скурко